Психология

Упражнения для развития быстроты и точности зрительных, слуховых и осязательно-двигательных восприятий

Зрительные, слуховые и осязательные восприятия играют ведущую роль в действиях при пониженной видимости (в туман, дождь, бурю, метель), при ограниченной видимости (в горах, в лесу, кустах), при действиях в дымах и в ночных условиях. Специалист, обладающий хорошей восприимчивостью, быстрее сосредотачивается, внимательнее вслушивается, острее и быстрее замечает цель, лучше различает детали, быстрее мобилизуют внимание и волю в опасные моменты и при неожиданностях.

Развитие у обучаемого, утонченных восприятий проводится специальными упражнениями на занятиях по рукопашному бою, физической подготовке, во время подготовки к заданиям (на воспроизведенном объекте) и на различных занятиях по боевой подготовке. Тренировка слуховых, зрительных и осязательно-двигательных восприятий проходит наиболее полноценно тогда, когда тренировочные упражнения чередуются с большими физическими напряжениями с упражнениями на быстроту, скорость, силу; когда при выполнении упражнений на восприятия вводятся внезапные команды, задания и элементы опасности.

А. Упражнения для развития зрительных восприятий

Один и тот же предмет может восприниматься нами целиком или частично на различных расстояниях, с различных сторон и в различных положениях (спереди, сбоку, сзади и сверху). Мы можем рассматривать предметы в яркий солнечный день, в пасмурный день и в сумерки. При этом оттенки предметов в каждом случае будут разными в зависимости от освещения, времени суток и времени года. Все это нужно учитывать при проведении специальных упражнений. Для тренировки зрительных восприятий нужно подбирать разнообразные задания: кратковременное наблюдение, узнавание, выбор предметов и их запоминание; длительное наблюдение предметов и действий и продолжительное напряжение внимания. Тренировка должна проводиться на мелких и крупных объектах, на деталях, на предметах неподвижных, двигающихся и внезапно появляющихся, на предметах различных форм и цвета; специалист должен тренироваться в состоянии неподвижности, в движении и после больших физических напряжений.

Задания на запоминание окружающих предметов и действий обучаемых, обозначающих “противника”, проводить:

а) на близком расстоянии - до 200 м;

б) на среднем расстоянии - до 800 м;

в) на дальнем расстоянии - свыше 800 м, до 2 000 м.

На тренировочных занятиях на быстроту восприятий и распознавания предметов или действий большое значение имеет периодическое упоминание виднеющихся вдали или плохо различаемых предметов. Это облегчает их восприятие и повышает остроту зрения. Необходимо учитывать, что во время тренировки зрительных восприятий большую роль играет заинтересованность в воспринимаемом материале, понимание задания, приближенность этих заданий к боевой действительности, доступность выполнения заданий и их разнообразие.

Упражнения на быстроту зрительных восприятий и на запоминание

Дать указание группе  по знаку или сигналу повернуться кругом, внимательно посмотреть на группу домов (на отдельное строение, дом, отдельный участок местности и т. п.) и запомнить возможно больше деталей. После дачи задания подать сигнал, знак или команду.

После того как обучаемые посмотрят на указанную цель 3-5 секунд, снова повернуть их лицом к себе и поочередно опросить. Правильность ответов проверять путем личного наблюдения за целью и сравнения ответов обучаемых с действительностью. Упражнение повторять не более 2-3 раз, после чего давать другое задание.

Примерные вопросы.

При наблюдении за группой домов: сколько имеется домов, какие пристройки замечены около самого высокого дома, сколько этажей в этом доме, есть ли около дома деревья, кусты, сколько подъездов или дверей в доме, имеются ли балконы, какой они формы, какова крыша и т. п.

При наблюдении за отдельной избой или за группой домов и пристроек: сколько расположено домов справа от дороги, сколько окон в первой избе и сколько из них открыты, идут ли провода от первой избы и в какую сторону, какие пристройки имеются у первой избы, сколько тропинок отходит от крайней избы и т.п.

При наблюдении за отдельным участком местности, между двумя ориентирами: каковы окружающие предметы, сколько имеется отдельных строений, дорог, мостов, движется ли кто-нибудь по дороге, сколько у моста растет деревьев, какие деревья, и т.п.

При наблюдении за действиями “противника”: что делал противник, какое у него оружие, имеется ли лопата, поясной ремень, был ли замечен блеск какого-либо металлического предмета, сколько раз и т. п. Эти же упражнения проводить вслед за физическими упражнениями, после передвижения пригнувшись, крадучись, после прыжка, после длительного бега, перелезания через отдельные препятствия, влезания на дерево, после переноски груза, после стрельбы и т.п.

Упражнения на наблюдательность во время действий

Упражнения проводить, не давая специальных заданий по наблюдению. После передвижения вдоль дороги или по любой местности, после тренировки, после беседы поставить ряд вопросов таких, как, например, сколько проехало во время их передвижения встречных машин, повозок, сколько встретили людей и т.п.; обучаемые должны помнить, сколько раз  давался сигнал свистком, подавалась команда “ложись” и т. п.

Упражнения на запоминание

Упражнения на запоминание предметов проводить на любой площадке, подстилке или на земле. Руководитель раскладывает 8-10  различных предметов, в числе которых лопаты, кирпичи, гильзы, оружие, палки и т. п. Построив перед этими предметами группу, группу руководитель дает задание: посмотреть расположение предметов и запомнить его. Затем поворачивает группу кругом, изменяет расположение предметов или убирает 1-3 предмета и, повернув группу снова кругом, показывает в течение 4-6 секунд те же предметы, но уже в новом положении; после этого он опрашивает 4-5 обучаемых, какие произошли изменения. Допускающих ошибку, следует сразу же поправлять.

Упражнения в длительном наблюдении

Задание на длительное наблюдение  (1-5 минут) за группой домов, отдельным строением или участком местности, с запоминанием всех деталей указанных объектов, проводится, когда обучаемые находятся в положении стоя, сидя или лежа в то время, когда они действуют открыто или замаскированы, а также после быстрых, неподвижных длительных или сильных физических напряжений. После того как обучаемые в течение одной-пяти минут понаблюдают за указанным объектом, руководитель собирает их к себе и опрашивает каждого , какое количество целей, какой формы, цвета и т. п. видел он за указанное время. Затем  оценивает ответы и исправляет ошибки.

Упражнение в длительном наблюдении целесообразно чередовать с упражнениями на быстроту действий, на быстроту восприятий и с различными внезапностями. Эти упражнения успешно проводятся во время выполнения физических упражнений (переползание, бег, перебежки, переноски одним обучаемым другого и отработки техники РБ).

Упражнения в наблюдении за движущимися и появляющимися целями

Задания на быстроту и длительность наблюдения за движущимися и появляющимися целями проводить так же, как указано в предыдущих упражнениях, но группа в (2-5 человека) заранее или во время занятий получает задание действовать в секторе наблюдения остальных. Они, находясь в секторе наблюдения, маскируются и действуют примерно следующим образом: шевелят отдельные кусты, приподнимают голову из-за укрытия, поднимают указки (мишени), переползают, перебегают, при действиях в строении выходят из него или входят, выглядывают в окна, выставляют мелкие предметы на окно и т. п.

Движения и действия группы, находящейся в секторе наблюдения, могут быть медленные, средней скорости и быстрые, могут выполняться один раз или повторяться несколько раз в зависимости от указаний командира. Тренировать специалиста в быстроте и точности восприятий, в распознавании предметов и движений следует вначале на малых скоростях, когда цель находится в поле зрения длительно, а затем на возрастающих скоростях, когда время пребывания цели в поле зрения уменьшается. В дальнейшем необходимо увеличивать расстояние, уменьшать цели для наблюдения и, наконец, требовать выполнения заданий в движении и во время различных действий наблюдателя.

 

Б. Упражнения для развития слуховых восприятий

В тех случаях, когда наблюдение затруднено или ограничено, на помощь зрению приходит слух. Подслушивание является особенно эффективным в период непосредственного соприкосновения с противником, при действиях ночью.

Специальные упражнения для развития слуховых восприятий, проводимые на занятиях по рукопашному бою, имеют целью тренировать в распознавании шумов и различных звуков; привить умение маскировать производимые шумы при выполнении различных приемов и действий, а также умение определять местонахождение цели по звуку или шуму. Эти упражнения, проводимые во время выполнения различных физических напряжений и после них, развивают способность быстрее и точнее распознавать различные звуки и шумы, лучше ориентироваться в определении их направления и местонахождения.

Тренировочные упражнения в подслушивании, распознавании звуков и определении их местонахождения целесообразно проводить на местности с различным грунтом и растительностью, в населенных пунктах в помещении,  в различную погоду и в любое время суток. Те, которым поручено имитировать различные шумы и звуки, должны создавать такие шумы, какие мог бы производить противник при действиях в различной обстановке и при выполнении разного рода работ. Для обучаемых, которые подслушивают, создавать условия, с какими они могут столкнуться при выполнении реального задания.

Упражнения в подслушивании и распознавании звуков

Подслушивание и распознавание звуков проводить в следующих случаях:

- когда, группа или отдельные обучаемые находятся на определенном месте (у группы кустов, деревьев, в овраге, на склоне, в окопах, у строения и т. д.);

- когда группа или обучаемые приближаются к месту, откуда слышатся звуки, или удаляются от него (крадучись, переползанием, бегом без остановки и с остановками);

- при выполнении работ по самоокапыванию, при переноске груза и т.п.

Недалеко от места занятий располагается группа из 3-5 человек с различными предметами. Эта группа по сигналу или знаку руководителя через определенные промежутки времени имитирует различные шумы и звуки, а руководитель поочередно опрашивает слушающих : какой звук или шум они слышат (если он прекратился - что слышали), количество звуков, характер шума.

Иногда они должны определить по шуму или звуку, что делает противник, и т.п. Чтобы не вводить в заблуждение тех, кто подслушивает, руководитель сам должен знать, какие шумы и звуки имитируются, в каком количестве и в какой последовательности.

Шумы и звуки воспроизводить примерно следующие:

- из кустов, леса, лощины, оврага, треск веток, голоса людей, шорох кустов, рубку кустов, деревьев, пилку дерева и т. п.;

- из окопов, траншей - разговор людей, команды, кашель, стук ложкой о котелок, вбивание кольев в землю, копание земли лопатой, бег по окопам и т.п.;

- из строения в населенном пункте - голоса людей, телефонный разговор, пение, забивание гвоздей, щепка лучины, лай собак, рубка дров и т. п.

Во время таких тренировок при сильных физических напряжениях систематически приучать обучаемых задерживать дыхание на 2-5 секунд для того, чтобы ясно и отчетливо слышать шумы или звуки. Умение затаить дыхание на короткий промежуток времени при интенсивных напряжениях очень часто дает возможность уловить тончайшие звуки и шумы.

Упражнения в распознавании звуков у дороги

Распознавание звуков проводить у шоссейной или грунтовой дороги на расстоянии от 200 до 1000 м; при этом поручать слушать звуки на месте, в положении сидя, лежа, при перебежках, при переползаниях и т.п. Звуки и шумы могут быть следующие; от движения людей - глухой шум, слышимость от 300 до 600 м, от движения автотранспорта, шум моторов, слышимость от 500 до 1000 м, от движения гусеничной техники —грохот гусениц и резкий шум моторов, слышимость от 1000 до 3000 м.

Упражнения в определении местонахождения цели по звуку

Упражнения в определении местонахождения цели или противника по звуку проводить при выполнении отдельных приемов или действий, когда обучаемый находится в укрытии, за укрытием или выбегает из укрытия.

1. Метание гранаты (ножа) по цели, которую не видно, а только слышно. Группа находится в окопе, траншее, каждый имеет по 2-3 учебных гранаты (ножа). На расстоянии от 10 до 30 м (для ножа от 1,5 до 6 м) от траншеи находится ящик (цель), внутри которого (или за ним) располагается “противник”; он управляет ящиком (целью), передвигая его и постукивая по его боковым стенкам любым предметом или производя звук учебной трещеткой. По сигналу командира обучаемые поочередно бросают гранаты (ножи), определяя расстояние до цели и направление, в котором она находится, по звуку.

2. Метание гранаты (ножа) с выскакиванием из окопа и быстрым прыжком в окоп после броска гранаты (ножа) производить по ящику (цели), который замаскирован, и которым управляет “противник” с трещеткой или иным предметом, издающей звук. По команде командира обучаемый выскакивает из окопа; в этот момент противник с трещеткой производит ею звук; определяя местонахождение цели по звуку, обучаемый бросает гранату (нож) и прыгает в окоп. Так, последовательно один за другим, все бросают гранаты (ножи), а противник, управляющий ящиком и трещеткой, периодически меняет свое место. Звуки следует чередовать, производя их то постукиванием трещеткой, то голосом.

3. Определить по звуку подкрадывание противника. Обучаемые находятся за укрытием или в окопе. Один подползает к окопу, остальные прислушиваются. Руководитель поочередно опрашивает, с какой стороны подползает противник, и требует указать направление рукой; здесь же, на месте, командир сообщает обучаемому, правильно ли он определил направление.

Упражнения в подслушивании и распознавании звуков в помещении

Упражнения в подслушивании и распознавании звуков в помещении проводить в любом доме, избе, сарае, выделенных для учебной цели. В этом помещении должно быть две двери или два отверстия для выхода. Помещение должно быть приспособлено для затемнения.

В учебном помещении проводить следующие тренировочные упражнения:

а) Одному или двум обучаемым ставится задача бесшумно пройти через затемненное или совершенно темное помещение. На пути движения бойца расставлены и разбросаны различные предметы, производящие шум. Задача обучаемых, которые находятся вне помещения, прислушиваться и определять, какой шум или звук доносится из помещения. Тренируясь, обучаемые действуют поочередно. Одни передвигаются в помещении, другие прислушиваются к шуму и определяют его характер.

б) Тот же характер действий, но в помещении находятся 1-3 обучаемых, которые затрудняют передвижение действующего, создавая неожиданно возникающие препятствия (они опускают сверху навстречу движению мягкие предметы, подставляют под ноги доски, палки и т. п.).

в) Тот же характер действий, но для того чтобы попасть в помещение, нужно влезть в окно, через пролом, в забаррикадированную дверь и т. п.

В учебном затемненном помещении противоположную выходную дверь нужно немного приоткрывать или закрывать плотно, на пути продвижения расставлять столы, поваленные стулья, скамейки, ведра, гильзы, консервные банки и т. п. 

 

В. Упражнения для развития осязательно-двигательных восприятий

В условиях слабого освещения, ограниченной видимости и в полной темноте осязательно-двигательные восприятия имеют исключительно важное боевое значение. Они помогают бесшумно действовать, продвигаться ночью, в тумане, в дымах, оценивать размеры, силу и скорость своих движений, осязать гладкость, шероховатость, форму и величину, тепло и холод окружающих предметов.

При выполнении действий ночью движения становятся значительно сложнее. Соизмеряя свои ощущения (зрительные, осязательные, мышечные) с окружающей  обстановкой, обучаемый должен находить нужные приемы и быстро отвечать целесообразным действием. “...зрячий не развивает драгоценной способности руки давать ему те же самые показания; а слепой к этому вынужден, и у него чувствующая рука является действительным заместителем видящего глаза. У зрячего контрольный аппарат лежит вне работающей руки, а у слепого в ней самой” (И. М. Сеченов). Для развития осязательно-двигательных восприятий необходима специальная тренировка в выполнении вслепую тех приемов, способов действий, которые впоследствии придется выполнять в боевой обстановке в темноте.

К этим приемам, способам и действиям следует отнести ходьбу, переползание, подлезание, перелезание; влезание в щели и различные отверстия; заряжание оружия, действия холодным оружием (ножом, штыком), метание гранаты, ножа и т. д. При тренировке следует учитывать, что все движения, приемы и действия, которые будут выполняться в темноте, должны вначале выполняться при участии зрения при нормальном освещении, затем в условиях пониженной освещенности и, наконец, вслепую. Обстановку и условия, в которых проводится тренировка, нужно постепенно усложнять и добиваться, чтобы приемы и действия становились точными и быстрыми.

Нужно помнить, что выработать быстрые и точные движения, производимые в темноте, намного труднее, если они связаны с перемещением; что при выполнении мелких движений в темноте нужно по возможности не изменять положений тела и совершать движения только с помощью рук. Результаты этой тренировки сохраняются длительно. Зона наибольшей точности движений обучаемого лежит прямо перед ним на расстоянии 30-50 см.

Разборка, сборка оружия и заряжание в затемненном помещении

Разборку и сборку оружия, заряжание оружия обоймой, магазином или диском производить учебными патронами вначале в незначительно затемненной комнате, затем в сильно затемнённой комнате и, наконец, в полной темноте.

Определение предмета руками (ощупью)

Отдельные предметы (патроны от пистолета, от винтовки, автомата, гильзы, гранаты, штыки, диски, обоймы, карандаши, книги и т. п.) завернуть в плащ-палатку и предложить ощупью определить их. При дальнейшей тренировке обвертывать предметы более плотным и толстым материалом —шинелью, ватником и т. п. Эти упражнения нужно проводить при дневном свете, а также в затемнённом помещении.

Определение предмета ногами (ощупью)

Для того чтобы сосредоточить внимание на своих внутренних ощущениях (в целях тренировки), можно практиковать ощупывание предметов ногами. Можно действовать босым, в носках или обуви. Ощупывание предметов ногой производить из различных положений —стоя, лёжа, сидя, прямо перед собой, сверху и сбоку. Тренировку проводить на местности днём, завязывая глаза, а также в затемнённом помещении, устанавливая ряд предметов и предлагая последовательно ощупать их ногой.

Действия с закрытыми глазами и в затемнённом помещении

В дневное время закрывать обучаемому глаза головным убором или повязкой и давать ему различные задания на действия ощупью.

Упражнения в передвижении

С закрытыми глазами передвигаться пригнувшись, крадучись и переползанием. Обучаемый может двигаться вдоль кустов, вокруг строения, подлезая под изгородь, под проволоку, влезая в открытое окно и т.п.

В учебном помещении предлагать передвигаться ощупью в полной темноте по лестницам, коридорам вдоль стены, нащупывая предметы, перешагивая через них или обходя их.

В учебном помещении:

- натягивать на полу проволоку на различной высоте;

- натягивать веревку, к обоим концам которой привязывать лёгкие гремящие предметы;

- при движении вдоль стены подвешивать на стене на верёвках и ниточках лёгкие предметы (консервные банки, гильзы и т. п.);

- у стены устанавливать также скамейки, столы, шкафы и т.д.

Упражнения в метании гранаты (ножа) можно проводить по цели, которую обучаемый видит. Затем он должен закрыть глаза и бросить гранату (нож) по направлению цели; высоту расположения цели можно изменять, причем ему (обучаемому) следует сообщить о том, на какое расстояние цель перемещена.

Упражнение с холодным оружием проводить в учебном затемнённом помещении. Обучаемому предлагается:

- наносить удары ножом в чучела (вязанки хвороста), лежащие на нарах, на полу;

- наносить удары прикладом сверху по лежащему чучелу и т. д. 

 
Духовное развитие личности: «Пространство и время»
Адаптация к стрессовым ситуациям: «Страх в рукопашном бою»
«Упражнения для развития смелости и решительности»
Развитие аналитического мышления: «Тесты на логику», «Обучение Алеши Поповича»
«Психологические особенности стрелковой подготовки»
Вверх